<< Назад | |
ПРОЕКТ
«Комплексное развитие территории муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на 2019-2023 годы и на период до 2028 года»
ПАСПОРТ
«Комплексное развитие территории муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района
Курской области на 2019 - 2023 годы и на период
до 2028 года»
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
администрация муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области |
Соисполнители программы |
|
отсутствуют |
Участники подпрограммы |
- |
Комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области; комитет строительства Курской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Моковского сельсовета, путем строительства (приобретения) жилья; обеспечение трудоустройства на территории сельсовета граждан, прошедших дополнительное обучение (переобучение); реализация проектов по благоустройству; обеспечение вода в действие распределительных газовых сетей, локальных водопроводов, а также реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; обеспечение ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на территории сельсовета, объектам производства и переработки продукции. |
Задачи подпрограммы |
- |
приближение условий жизнедеятельности в сельских поселениях к городским стандартам при сохранении особенностей сельского расселения, застройки и образа жизни; расширение социально-экономических и трудовых связей села с малыми городами и поселками городского типа, формирование единых сельскохозяйственных рынков труда, систем социально-культурного и торгово-бытового обслуживания населения; повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест путем формирования благоприятных инфраструктурных условий для развития сельскохозяйственной и альтернативной деятельности; повышение уровня и диверсификация источников доходов сельского населения, снижение масштабов бедности на сельских территориях; улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования, с учетом преимуществ сельского образа жизни; повышение доступности и качества предоставляемых сельским гражданам социально-бытовых и государственных услуг путем развития дорожно-транспортных и информационно-коммуникационных сетей, мобильных и дистанционных форм обслуживания, укрепления и модернизации материально-технической базы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта; создание экологически безопасных условий жизнедеятельности в сельских поселениях, сохранение, восстановление и наращивание человеческого, культурного и природного потенциала сельских территорий; повышение привлекательности жизни в сельской местности для переселения горожан и соотечественников из-за рубежа; повышение уровня научно-информационного и методического обеспечения комплексного развития сельских территорий. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
ввод (приобретение) 2158,0 кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 635,0 кв. метров для молодых семей и молодых специалистов; ввод в действие 940,0 кв. метров плоскостных спортивных сооружений на территории сельсовета; ввод в действие 19 км распределительных газовых сетей на территории сельсовета; повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности к 2023 году до 90,7%; ввод в действие 35 км локальных водопроводов на территории сельсовета; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой к 2019 году до 87,3%; ввод в эксплуатацию 44 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. |
Этапы и сроки реализации программы |
- |
2019 - 2023 годы: I этап - 2019 - 2023 годы; II этап - 2023 - 2028 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы составляет 630,374 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год – 84,530 тыс. рублей; 2020 год – 67,862 тыс. рублей; 2021 год – 33,762 тыс. рублей; 2022 год – 10,129 тыс. рублей; 2023 год – 95,854 тыс. рублей; 2024 год – 180,783 тыс. рублей; 2025 год – 113,777 тыс. рублей; 2026 год – 43,677 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 346,807 тыс. рублей, из них: 2019 год – 76,530 тыс. рублей; 2020 год – 77,863 тыс. рублей; 2021 год – 44,562 тыс. рублей; 2022 год – 2,761 тыс. рублей; 2023 год – 27,654 тыс. рублей; 2024 год – 5,683 тыс. рублей; 2025 год – 23,877 тыс. рублей; 2026 год – 87,877 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
сохранение доли сельского населения; улучшить жилищные условия около 200 сельских семей; привлечь к занятиям физической культурой и спортом сельских жителей путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 940,0 кв. метров; повысить уровень инженерного обустройства села к 2019 году: газом - до 90,7%, водой - до 87,3%; ввести в эксплуатацию 44 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. |
Настоящая программа определяет цели, задачи и направление развитие сельской территории. Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в н некоторые акты Правительства Российской Федерации», распоряжением Администрации Курской области от 24.10.2012 № 931 – ра «Об утверждении перечня государственных программ Курской области».
Территории Моковского сельсовета являются его стратегическим ресурсом, однако отсутствие возможности удовлетворить свои насущные потребности, сложные условия жизни сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI века, недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяет реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.
По данным администрации Моковского сельсовета численность населения 7 населённых пунктов сельсовета на начало 2019 года составляет 3461 человек (6,1 % населения района).
Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности. Так, по данным Росстата, по состоянию на 1 января 2018 г.:
уровень безработицы на сельских территориях – 8% (в городе – 4,3%);
доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума – 20% (в городе – 11,2 %);
более 67% жилищного фонда в сельской местности не оборудовано всеми видами благоустройства (в городе – 20,9%);
более 400 тыс. сельских школьников продолжают обучаться во вторую и третью смены;
нормативным требованиям отвечают только 53% местных и 43,1% региональных дорог;
чуть более половины населения имеет скоростной доступ к Интернету (79,5% в городе).
Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются:
ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, не позволяющая реализовать комплексный подход к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;
узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, обуславливающий низкий уровень диверсификации сельской экономики;
ограничение доступа жителей села к объектам социальной и инженерной инфраструктуры;
слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, прежде всего, местного самоуправления;
недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение развития сельских территорий;
низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации.
Программа определяет цели, задачи, направления комплексного развития сельских территорий, объёмы финансового обеспечения и механизмы реализации мероприятий, а также их целевые показатели.
Прогноз реализации Программы основывается на расчете достижимости значений целевых показателей и включённых в неё подпрограмм.
Динамика развития сельских территорий будет формироваться под воздействием различных факторов. Объективные различия в уровне социально-экономического развития сельских и городских территорий будут являться основной причиной дальнейшей миграции сельского населения в город. Вместе тем, ряд решений, предусмотренных Государственной программой по повышению качества жизни на сельских территориях, позволит замедлить данную тенденцию, обеспечить сохранение численности сельского населения, в том числе молодежи, способствовать повышению уровня благосостояния населения.
В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:
стабилизация численности населения, проживающего на сельских территориях;
повышение уровня благосостояния и снижение уровня бедности сельского населения;
повышение уровня занятости сельского населения;
развитие малого предпринимательства, диверсификация сельской экономики;
ускоренное развитие социальной, инженерной, коммунальной инфраструктуры на сельских территориях и доведение уровня комфортности проживания на сельских территориях до городского уровня;
повышение социальной ответственности бизнеса путем его привлечения к реализации социально значимых проектов;
улучшение экологической ситуации.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере Курской области в целом и Моковского сельсовета в частности сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий Курской области. Наращивание социально-экономического потенциала Моковского сельсовета Курского района Курской области, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей аграрной политики области.
На современном этапе требуется пересмотр места и роли сельских территорий в осуществлении социально-экономических преобразований в Курской области, в том числе по принятию мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в настоящей Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Курской области определяется Администрацией Курской области.
Одним из важных факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в той или иной местности, является обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Водоснабжение населения сельсовета базируется преимущественно за счет использования подземных вод. Число сельских населенных пунктов, имеющих водопровод, - 74 (100% от общего количества). Всего на территории сельсовета:
- 13 артезианских скважин;
- 13 водонапорных башен (Рожновского);
- 10,5 км магистрального водопровода (деревня 1-я Моква 2/2, 5 км водопровода, деревня Духовец 2/2, 4 км водопровода, хутор Зубков 2/2, 1,5 км водопровода). Численность сельского населения, обеспеченного питьевой водой на, 01.01.2019 составляет 864 человека. Удельная протяженность водопроводных сетей на одного сельского жителя составляет 14,8 пог. метров. Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой в сельской местности составляет 80,5 процентов.
Большинство построенных 30 - 40 лет назад объектов водоснабжения практически вышли из строя и требуют замены (не менее 75%).
Необходимы мероприятия по строительству и реконструкции групповых водопроводов и децентрализованных систем водоснабжения в сельской местности.
Решение проблемы газификации Моковского сельсовета имеет стратегическое значение для экономики всего района.
За последние 13 лет уровень газификации природным газом возрос с 57% в 2001 году до 89,5%, в сельской местности с 25% до 70%, и темпы работ планируется увеличивать.
Газификация жилищного фонда в Моковском сельсовете составляет 89 %, газифицировано 1000 сельских домовладений.
Наиболее доступными и массовыми видами спорта в Курской области являются спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис), а также легкая атлетика, популярны у молодежи катание на роликовых коньках, велосипедах, скейтбордах и т.д. С целью привлечения граждан к систематическим занятиям физкультурой и спортом крайне необходимо иметь в населенных пунктах, где проживают дети, подростки и молодежь, и в целом достаточное количество граждан, в шаговой доступности простейшие спортивные сооружения. Этой задаче отвечают комплексные спортивные площадки с современным покрытием всесезонного назначения и соответствующей инфраструктурой пропускной способностью от 20 до 30 человек в смену.
Система образования Моковского сельсовета Курского района Курской области существенно трансформировалась за последние двадцать лет. Это связано как с сокращением рождаемости, так и с нехваткой бюджетных средств для финансирования отрасли. В соответствии генеральным планом Моковского сельсовета Курского района Курской области, в муниципальном образовании предлагается реконструировать 2 школы в сельской местности.
Практически все сельские учреждения культуры испытывают необходимость в техническом переоснащении, в большинстве учреждений культуры устарело оборудование, крайне низкий уровень доступа библиотек и музеев к сети «Интернет». Развитие материальной базы сельских учреждений культуры не позволяет обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых селянам.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития территорий Моковского сельсовета и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном и областном уровнях.
Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, и областной целевой программы «Социальное развитие села на 2009 - 2014 годы», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 06.03.2009 г. № 77, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития России, в том числе задач в области обеспечения продовольственной независимости страны по основным видам продовольствия в ближайшие годы и достижения Россией статуса крупнейшего в мире поставщика продуктов питания, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В целом использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы бюджетов муниципальных образований и обеспечению роста сельской экономики в целом.
Приоритетами программы являются: комплексное развитие сельских территорий, повышение благосостояния/, уровня жизни и занятости граждан.
Программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р (далее – Стратегия). Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций – производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.
Целями Программы являются:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, путем строительства (приобретения) жилья, в том числе за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке;
обеспечение трудоустройства на сельских территориях граждан, прошедших дополнительное обучение (переобучение);
реализация проектов по благоустройству;
обеспечение ввода в действие распределительных газовых сетей, локальных водопроводов, а также реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
обеспечение ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;
реализация проектов по благоустройству.
Для достижения указанных целей необходимо выполнить задачи, которые определены паспортом Программы и паспортами подпрограмм, включенных в Программу.
Показатели (индикаторы) реализации Программы оцениваются в целом для Программы и по каждой из подпрограмм Программы.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать созданию условий для комплексного развития сельских территорий и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
улучшение жилищных условий около 200 сельских семей;
введение в эксплуатацию жилье, предоставленное гражданам по договорам найма жилого помещения - 500 кв. метров;
обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройством не менее 9 площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;
увеличение количества работников, обучающиеся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, по ученическим договорам;
обеспечение прохождения 309 человек производственной практики обучающихся на последних курсах, прошедших на предприятиях на сельских территориях;
обеспечение реализации 76 проектов по комплексному обустройству сельских территорий (агломераций);
обеспечение реализации 20 проектов по благоустройству территорий сельских населенных пунктов;
обеспечение 100 процентов сельских населенных пунктов возможностью доступа к сети «Интернет»;
доведение доли общеобразовательных организаций на сельских территориях, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию до 100 процентов;
доведение охвата детей в возрасте 1-6 лет, проживающих на сельских территориях, дошкольным образованием до 70 процентов;
снижение среднего радиуса доступности сельскому населению фельдшерско-акушерских пунктов до 6 км, что будет обеспечивать нормативную транспортную доступность;
повышение доли сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 55 процентов;
доведение уровня газификации жилых домов (квартир) газом на сельских территориях до 61,9 процентов;
обеспечение не менее 80 процентов всего сельского населения качественной питьевой водой;
снижение доли автомобильных дорог общего пользования (местного значения), не отвечающих нормативным требованиям, до 40,2 процентов.
В целом использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания на сельских территориях будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности, созданию новых рабочих мест с учетом применения современных технологий в организации труда, повышению налогооблагаемой базы бюджетов муниципальных образований и обеспечению роста сельской экономики в целом.
В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок Концепции реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство и реконструкция автомобильных дорог в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования Курской области, муниципальных районов и генеральными планами поселений и городских округов);
обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которой осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, и автомобильными дорогами;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.
Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение задач, которые определены паспортом Программы.
Оценка достижения целей Программы осуществляется посредством определения степени и полноты достижения поставленных задач, а также использования целевых индикаторов и показателей.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап (2019 - 2023 годы) предусматривает преодоление существенных межмуниципальных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального и областного бюджетов муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных муниципальными образованиями на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.
Второй этап реализации Программы (2024 - 2028 годы) предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях приведены в приложении №1 к Программе.
Значения данных показателей (индикаторов) Государственной программы характеризуют конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми участниками Государственной программы государственными услугами (работами), их объемом и качеством.
Основные мероприятия Программы направлены на достижение цели Программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий и позитивное влияние на экономические показатели развития региона.
Реализацию ведомственных целевых программ Программа не предусматривает.
Для достижения цели и решения задач Программы необходимо реализовать следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 2.1. «Улучшение жилищных условий
граждан, проживающих в сельской местности,
в том числе молодых семей и молодых специалистов»
Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем предоставления им социальных выплат на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Предоставление гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены приложением №13 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Российской Федерации 14.07.2012 № 717.
Основное мероприятие 2.2. «Обустройство сельских территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами»
Реализация мероприятия осуществляется в целях комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами населенных пунктов, расположенных в сельской местности, по следующим направлениям:
а) обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами населенных пунктов, расположенных в сельской местности, с учетом комплексного подхода.
В рамках данного направления предусматривается осуществить мероприятия по развитию сети следующих объектов в сельской местности:
общеобразовательные организации;
плоскостные спортивные сооружения;
распределительные газовые сети;
локальные водопроводы;
автомобильные дороги;
фельдшерско-акушерские пункты и (или) офисы врачей общей практики;
б) реализация проектов комплексной компактной застройки сельских поселений.
В рамках данного направления предусматривается реализация проектов, отобранных в установленном порядке Администрацией Курской области и предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории компактной застройки.
Проекты комплексной застройки должны реализовываться в местах ускоренного развития агропромышленного комплекса, в том числе на территории реализуемых инвестиционных проектов с привлечением молодых специалистов, обладающих знаниями в области современных технологий агропромышленного производства;
Основным механизмом использования средств из областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия, будет предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в порядке и на условиях, предусмотренных приложениями №№ 7,8 к Государственной программе.
В целях развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности будут осуществлены бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Курской области.
Реализация мероприятий по развитию сети плоскостных спортивных сооружений и фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности с 2019 года планируется осуществлять в рамках региональных проектов «Спорт – норма жизни» и «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Курской области».
Региональный проект «Спорт – норма жизни»
Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культуры и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.
В рамках данного регионального проекта предусматривается осуществить мероприятия по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности.
Основным механизмом использования средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию данного проекта, будет являться предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в порядке и на условиях, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Курской области»
Целью регионального проекта является обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации.
В рамках данного проекта планируется формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом строительства фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек.
В целях развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности будут осуществлены бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Курской области.
Основное мероприятие 2.3. «Грантовая поддержка
местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»
Целями реализации мероприятия являются:
активизация участия сельского населения в реализации общественно значимых проектов;
мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества, муниципальных образований в целях местного развития.
В рамках данного мероприятия предусматривается грантовая поддержка (в форме грантов) местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, связанная с реализацией проектов по созданию и обустройству зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок.
Основным механизмом использования средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия, будет предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Для достижения целей и задач Программы на региональном уровне могут применяются меры государственного регулирования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении № 3 к Программе.
Необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Моковского сельсовета Курского района Курской области будет определяться в процессе реализации государственной программы в соответствии с изменениями, принимаемыми на федеральном уровне.
Основное мероприятие «Обустройство сельских территорий социальной и инженерной инфраструктурой, автомобильными дорогами» реализуется органами местного самоуправления на основе:
софинансирования мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов;
разработки, принятия и реализации муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий, финансируемых за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Данное основное мероприятие подпрограммы реализуется в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по следующим мероприятиям, предусмотренным в муниципальных программах по устойчивому развитию сельских территорий:
развитие газификации и водоснабжения;
развитие сети общеобразовательных организаций;
развитие сети плоскостных спортивных сооружений;
развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
реализация проектов комплексной компактной застройки сельских поселений;
реализация проектов по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
В ходе реализации Подпрограммы муниципальным образованием будут доводиться лимит средств из областного бюджета и целевые индикаторы, которые должны быть достигнуты. Средства предоставляются органам местного самоуправления только при условии выделения средств на соответствующие направления за счет средств местного бюджета.
Сведения о показателях (индикаторах) в разрезе муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области приведены в паспорте Подпрограммы.
Программа комплексного развития сельских территорий адресована следующим целевым группам:
жители сельских населенных пунктов и малых городов, группы жителей сельских населенных пунктов и малых городов;
жители городов, желающие переселиться на сельские территории;
органы территориального общественного самоуправления на сельской территории;
индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на сельской территории;
коммерческие объединения (кооперативы) жителей сельских населенных пунктов;
некоммерческие объединения (кооперативы) жителей сельских населенных пунктов, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на сельской территории;
некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на сельской территории или в пользу жителей сельских населенных пунктов;
органы местного самоуправления на сельской территории;
государственные или муниципальные бюджетные и автономные учреждения.
Предприятия и организации, а также государственные внебюджетные фонды в реализации Программы не участвуют.
Перечень подпрограмм установлен для достижения целей и решения задач комплексного развития сельских территорий, а именно:
приближение условий жизнедеятельности в сельских поселениях к городским стандартам при сохранении особенностей сельского расселения, застройки и образа жизни;
расширение социально-экономических и трудовых связей села с малыми городами и поселками городского типа, формирование единых сельско-городских рынков труда, систем социально-культурного и торгово-бытового обслуживания населения;
повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест путем формирования благоприятных инфраструктурных условий для развития сельскохозяйственной и альтернативной деятельности;
повышение уровня и диверсификация источников доходов сельского населения, снижение масштабов бедности на сельских территориях;
улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования, с учётом преимуществ сельского образа жизни;
повышение доступности и качества предоставляемых сельским гражданам социально-культурных, торгово-бытовых и государственных услуг путем развития дорожно-транспортных и информационно-телекоммуникационных сетей, мобильных и дистанционных форм обслуживания, укрепления и модернизации материально-технической базы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта и т.д.;
создание экологически безопасных условий жизнедеятельности в сельских поселениях, сохранение, восстановление и наращивание человеческого, культурного и природного потенциала сельских территорий;
повышение привлекательности жизни в сельской местности для переселения горожан и соотечественников из-за рубежа;
повышение уровня научно-информационного и методического обеспечения комплексного развития сельских территорий.
Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие сельских территорий региона, а также на повышение качества жизни на сельских территориях, обеспечение сохранения численности сельского населения, в том числе молодежи, повышение уровня благосостояния населения.
Государственная финансовая поддержка направленная на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, социальное и инженерное обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительство и реконструкция автомобильных дорог, необходима для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства.
Финансовый механизм реализации подпрограммы предусматривает софинансирование мероприятий за счет средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Направление средств органам местного самоуправления будет осуществляться на основе заключенных с ними соглашений.
Объемы финансирования подпрограммы по источникам финансирования и годам реализации подпрограммы представлены в паспорте Программы.
Достижение плановых значений показателей (индикаторов) Программы, подпрограмм Программы будет обеспечено при условии их финансирования в 2020 - 2025 годах в объеме, указанном в паспорте Программы, с учетом корректировки бюджетных ассигнований на реализацию Программы исходя из предложений исполнителя и участников Программы при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
К основному риску реализации Программы относится неполное финансирование Программы, что не позволит достичь выполнения запланированных индикаторов и показателей Программы, обеспечить необходимые предпосылки для устойчивого развития сельских территорий.
К мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся обеспечение выделения бюджетных ассигнований в объемах не менее запланированных Программой.
Среди основных проблем, социальных и финансово-экономических рисков развития сельских территорий можно выделить следующие:
снижение уровня жизни всего населения региона в силу политических или макроэкономических причин;
бюджетный дефицит и сокращение финансирования Государственной программы.
низкий уровень активности потенциальных участников Программы в предложении инициативных проектов;
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе проведения мониторинга угроз развитию агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов и представления в Администрацию Курской области предложений в сфере управления агропромышленным комплексом, в том числе в рамках годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности Программы.
1. Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя Программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
2. Оценка эффективности Программы производится с учетом следующих составляющих:
оценка степени достижения целей и решения задач Программы;
оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм;
оценка степени реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
оценка степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценка эффективности использования средств областного бюджета.
3. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в два этапа.
4. На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, оценки степени реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню затрат и оценки эффективности использования средств областного бюджета.
5. На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации Программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
6. Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРм = Мв / М,
где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется путем расчета степени реализации мероприятий на уровне основных мероприятий подпрограмм в детальном плане-графике реализации Программы.
Степень реализации мероприятий рассчитывается для всех мероприятий Программы.
7. Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов) <1>, считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию <2>. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.
(<1> В случаях, когда в графе «результат мероприятия» детального плана-графика реализации зафиксированы количественные значения показателей (индикаторов) на отчетный год, либо в случаях, когда установлена прямая связь между основными мероприятиями и показателями (индикаторами) подпрограмм.
<2> Выполнение данного условия подразумевает, что в случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному.В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (т.е. при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение) проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
8. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
ССуз = Зф / Зп,
где:
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
Зп - плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
9. В составе показателя «степень соответствия запланированному уровню расходов» учитываются расходы из всех источников.
В качестве плановых расходов из средств областного бюджета указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы в сводной бюджетной росписи областного бюджета по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В качестве плановых расходов из средств иных источников используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет соответствующих источников на реализацию подпрограммы в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности редакцией Государственной программы.
10. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств областного бюджета по следующей формуле:
Эис = СРм / ССуз,
где:
Эис - эффективность использования средств областного бюджета;
СРм - степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств областного бюджета;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств областного бюджета.
Если доля финансового обеспечения реализации подпрограммы из средств областного бюджета составляет менее 75%, по решению ответственного исполнителя показатель оценки эффективности использования средств областного бюджета может быть заменен на показатель эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
Эис = СРм / ССуз,
где:
Эис - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы;
СРм - степень реализации всех мероприятий подпрограммы;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из всех источников.
11. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
12. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СДп/ппз = ЗПп/пф / ЗПп/пп;
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СДп/ппз = ЗПп/пп / ЗПп/пф,
где:
СДп/ппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора, характеризующего цели и задачи подпрограммы);
ЗПп/пф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПп/пп - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
13. Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
где:
СРп/п - степень реализации подпрограммы;
СДп/ппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если СДп/ппз больше 1, значение СДп/ппз принимается равным 1.
При оценке степени реализации подпрограммы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
где: ki - удельный вес, отражающий значимость показателя (индикатора),
14. Эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств областного бюджета по следующей формуле:
ЭРп/п = СРп/п x Эис,
где:
ЭРп/п - эффективность реализации подпрограммы;
СРп/п - степень реализации подпрограммы;
Эис - эффективность использования средств областного бюджета (либо по решению ответственного исполнителя - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы).
15. Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, в случае если значение ЭРп/п составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, в случае если значение ЭРп/п составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, в случае если значение ЭРп/п составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Ответственный исполнитель может устанавливать иные основания для признания эффективности подпрограммы высокой, средней, удовлетворительной и неудовлетворительной, в том числе на основе определения пороговых значений показателей (индикаторов) подпрограммы.
16. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) Программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
17. Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СДгппз = ЗПгпф / ЗПгпп,
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СДгппз = ЗПгпп / ЗПгпф,
где:
СДгппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
ЗПгпф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПгпп - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
18. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
где:
СРгп - степень реализации Государственной программы;
СДгппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
М - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы, в случае если СДгппз больше 1, значение СДгппз принимается равным 1.
При оценке степени реализации Государственной программы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
где: ki - удельный вес, отражающий значимость показателя (индикатора),
19. Эффективность реализации Государственной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Государственной программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
где:
ЭРгп - эффективность реализации Государственной программы;
СРгп - степень реализации Государственной программы;
ЭРп/п - эффективность реализации подпрограммы;
kj - коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей Государственной программы, определяемый в методике оценки эффективности Государственной программы ответственным исполнителем. По умолчанию kj определяется по формуле: kj = Фj / Ф, где: Фj - объем фактических расходов из областного бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году, Ф - объем фактических расходов из областного бюджета (кассового исполнения) на реализацию Государственной программы.
20. Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации Государственной программы признается средней, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.
Приложение № 1
к программе
Моковского сельсовета
«Комплексное развитие
сельских территорий Моковского сельсовета
Курской области"
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ПРОГРАММЫ
МОКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ МОКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДПРОГРАММ ПРОГРАММЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
№ п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
Ед. измерения |
Значение показателей |
||||||||||||
2018 год (факт) |
2019 год (прогноз) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||||||
Программа Моковского сельсовета «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» |
|||||||||||||||
1. |
Индекс доли сельского населения в общей численности населения Курской области |
процент |
32,1 |
32,2 |
32,3 |
32,4 |
32,5 |
32,6 |
32,7 |
32,8 |
|||||
2. |
Индекс соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств |
процент |
31,0 |
31,1 |
31,2 |
31,3 |
31,4 |
31,5 |
31,6 |
31,7 |
|||||
3. |
Индекс доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах |
процент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» |
|||||||||||||||
4. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях |
кв. метров |
|
|
14993 |
14900 |
14900 |
14900 |
14900 |
14900 |
|||||
5. |
Ввод жилья, предоставленного гражданам по договорам найма жилого помещения |
кв. метров |
|
|
0 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
|||||
6. |
Количество реализованных проектов компактной жилищной застройки |
единиц |
|
|
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||||